Статья для детского журнала
Здравствуйте! Моему сыну недавно исполнилось 3 года и два
месяца назад мы пошли в детский сад. Но за весь этот период
так и не привыкли к нему: он стал капризным, утром
собираемся с ревом, стал часто болеть. Что мне делать?
Детские психологи утверждают, что дети 2-3 лет испытывают
страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения,
что как раз и проявляется при поступлении в детский сад и
является одной из основных причин затрудненной адаптации
ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в детском
саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым,
ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, потому что
стресс истощает защитные силы организма.
По наблюдениям специалистов средний период адаптации в норме
составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года -
2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Если
дезадаптация длиться более года родителям такого ребенка
рекомендуется обратиться к детскому психологу за помощью.
Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем
девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к
матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Если
ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в
детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет -
мальчика.
Рекомендации
-
При поступлении в детский сад важно
дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к новым
условиям и правилам, к новым людям, а также к отсутствию
мамы. Поэтому соблюдайте график адаптации - режим
кратковременного пребывания ребенка в детском саду
начинается с 2-х часов и затем постепенно увеличивается
до целого дня.
-
Когда собираетесь в детский сад,
можно дать ребенку с собой игрушку или книжку,
какой-нибудь «кусочек» дома.
-
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок
хорошо высыпался ночью. Для малыша крайне важно спать не
менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом
максимальная продолжительность непрерывного
бодрствования не должна превышать 6 часов.
-
Важно то, как ваш ребенок
пробуждается ото сна утром. Если его будят, особенно в
фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу,
тяжело, долго не может включиться в дневную
деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен.
Разбудите малыша на 10-15 минут пораньше, позвольте ему
немного понежиться в постели до полного пробуждения.
-
Старайтесь, чтобы малыш
самостоятельно мог умываться, одеваться, засыпать и
аккуратно есть за общим столом, пользуясь вилкой и
ложкой, мог пить из чашки. Проследите, сколько времени у
него уходит на то, чтобы съесть обед? Обычно в детском
саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы
ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете
и сообщать взрослым о такой необходимости. Чем лучше эти
навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и
физический дискомфорт он будет испытывать.
-
Не спешите домой после садика,
остановитесь по пути на детской площадке или просто
прогуляйтесь, сопровождая прогулку веселой беседой. Это
поможет перестроиться с детского сада на домашнюю
обстановку. Обсудите с вашим ребенком прошедший день,
терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и
обязательно поддержите, если произошла малейшая
неприятность.
-
Если ребенок целый день не видит
родителей, то когда он приходит домой, ему нужно от мамы
с папой то, чего он не получает в садике: их внимания и
участия. Поэтому, придя домой, дайте ему возможность
выговорится, проведите время с ним вдвоем, поиграйте или
почитайте вместе.
-
Задача родителей состоит в том, чтобы
создать дома спокойную обстановку! Берегите нервную
систему малыша! После возвращения домой малыш ужинает и
занимается тихими играми, можно включить релаксационную
или спокойную классическую музыку для детей, послушать
аудиосказки.
-
Хотя бы раз в неделю меняйте с
ребенком место для прогулок – это может быть соседний
двор, парк, зоопарк, центр города и т.д. Посещайте музей
и кукольный театр.
-
Ходите с ребенком в гости и
приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного
возраста: учите ребенка общаться, вместе играть, давать
играть свои игрушки, просить чужие, показывайте, как это
надо делать.
-
Играйте с ребенком дома в детский
сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание,
сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам
ребенок или какая-нибудь игрушка. Некоторые «жизненные»
ситуации, которые происходят с вашим ребенком в детском
саду, полезно проиграть с помощью перчаточных кукол или
обычных игрушек.
-
Ежедневно общайтесь с воспитателями
по вопросу как вам скорректировать свои взаимоотношения
с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к
новым условиям жизни. Успехов Вам!
Кузнецова Елена Владиславовна
Медицинский психолог высшей категории, сказкотерапевт.
Директор Психологического центра "СемьЯ"
ул. Пушкина д.30, офис
3
Предварительная запись по тел: 99-99-05,
www.7ya.ucoz.de
|